Автосторож
- Подробности
- Категория: охрана авто
- Опубликовано: 20.03.2017 17:43
- Просмотров: 2704
Схема простого и экономичного охранного устройства приведена на рис.1. При включении питания тумблером SA1 триггеры микросхемы DD2 установятся в исходное состояние за счет тока заряда конденсатора С1. Через 10-12 с конденсатор зарядится. Этого времени достаточно для того, чтобы водитель покинул салон автомобиля и закрыл двери.
Конденсаторы С2 и СЗ заряжены через R6 и диоды VD7, VD9 соответственно. Транзистор VT1 заперт нулевым смещением базы и светодиод VD10 в это время не горит. На выходе инвертора DD1.2 нулевой потенциал, смещение на базе VT2 отсутствует, реле звукового сигнала обесточено. Состояние датчиков SF1 — «багаж¬ника» и SF2 - - «двери» не влияет на состояние триггера DD2.1.
но окончании заряда конденсатора Сi снимается положи¬тельный потенциал со входа R DD2.2, триггер начинает работать в режиме делителя частоты генератора DD1.3, DD1.4. Светодиод VD10 вспыхивает с частотой около 0,5 Гц, сигнализируя ждущий режим автосторожа.
Если теперь хотя бы кратковременно замкнуть контакты датчика багажника SF1, то конденсатор С2 мгновенно разрядится через VD6, VD1. Положительный потенциал на выходе DD1.2 запрет диод VD11, на базу VT2 смогут проходить импульсы генератора. Элементы генератора подобраны так, что реле будет срабатывать примерно каждую секунду, включая сигнал на доли секунды. Такой режим работы очень экономичен, а характер звука сразу привлекает внимание.
Одновременно со срабатыванием датчика SF1 через DD1.1 будет подан сигнал на вход синхронизации триггера DD2.1, он перейдет в единичное состояние. При этом будет подан положительный потенциал на вход S триггера DD2.2, светодиод VD10 будет гореть непрерывно, сигнализируя о срабатывании датчиков.
Конденсатор СЗ разряжается через резистор R8 примерно 5 мин и блокирует работу генератора реле перестает срабатывать, звуковой сигнал прекращается.
Следует отметить, что по мере разряда конденсатора СЗ длительность звукового сигнала увеличивается. Это делает работу автосторожа более эффективной.
При открывании двери срабатывает датчик SF2, также перебрасываются во второе устойчивое состояние триггеры микросхемы DD2, зажигается светодиод VD10, но реле звукового сигнала не будет срабатывать в течение 8-10 мин. За это время владелец может успеть отключить автосторож. В противном случае успеет разрядиться конденсатор С2 через R7 и R1, запрется диод VD11, импульсы генератора смогут через VT2, VT3 управлять работой реле звукового сигнала.
Ограничение длительности звучания сигнала в течение при¬мерно 5 мин. происходит аналогично вышеописанному.
Светодиоды VD3 и VD4 являются сервисными индикаторами. Они сигнализируют владельцу о неплотно закрытых дверях, капоте или багажнике и помогают быстро обнаружить неисправности датчиков. Если отказаться от светодиодов, то вместо них нужно поставить перемычки на печатной плате, а номиналы резисторов R3, R4 желательно увеличить, например, до 51 кОм.
Плата (рис.3) выполнена из одностороннего фольгированного стеклотекстолита, расположение элементов показано на рис.4.
При монтаже сначала устанавливают все перемычки, потом — остальные детали. Микросхемы монтируют в последнюю очередь после распайки всех ранее установленных деталей. Выводы микросхем закорачивают кусочком алюминиевой фольги, например, от упаковки чая, конфет или фотопленки. После пропайки выводов фольга удаляется Такая несложная технология снижает требования к рабочему месту монтажника и паяльнику по части защиты от статического электричества.
Собранная схема не требует настройки. Имеющие место отклонения временных интервалов автосторожа объясняются большим разбросом емкостей электролитических конденсаторов, но это не принципиально для данной конструкции.
Конденсаторы С1, С2, СЗ желательно использовать с малой утечкой типа К50-35.
Проверенную плату покрывают влагостойким лаком.
Если в автомобиле отсутствует реле звукового сигнала, то можно подключить автосторож к сигналу автомобиля (рис.2). Тиристор может быть и менее высоковольтным, например КУ202 Е.
Схема работает в большом интервале питающих напряжений и потребляет очень маленький ток, поэтому ее с успехом можно применить и для установки на другие объекты. Например, при питании от «Кроны», и заменив реле более чувствительным, можно установить это охранное устройство в квартире. Контакты реле будут включать электрический звонок. Датчик «багажник» устанавливается на окна, а датчик «двери» — на входную дверь. Мигание светодиода VD10 в дежурном режиме должно быть видно непрошенным гостям. Для этого достаточно врезать его в косяк входной двери.
Литература:
1. Герман А. Простой автосторож//Радио.—1993. - № 4. - С.38-39.
Комментарии