Автономное охранное устройство на ИК лучах
- Подробности
- Категория: охрана авто
- Опубликовано: 20.03.2017 17:34
- Просмотров: 2168
Автономное охранное устройство на ИК лучах можно использовать как охранный сигнальный датчик в автомобилях различных моделей. Его особенностью является компактность конструкции и полная автономность работы за счет объединения в одном корпусе ИК излучателя и приемника отраженного сигнала.
Принципиальная электрическая схема устройства приведена на рис.1. После включения, через 6 с, устройство переходит в режим охраны. Срабатывает охранное устройство при перемещении подвижного объекта в зоне охраны (в салоне автомобиля). Устройство в течение 1,5 минут выдает зйуковой сигнал тревоги, а после этого автоматически переходит в режим охраны, о чем сигнализирует включение светодиода.
Основные технические характеристики устройства:
Время перехода в режим охраны, с .......................... 6
Время звучания тревожного сигнала, мин ................... 1,5
Вид излучения ........................................ ИК лучи
Частота модуляции, кГц..................................... 10
Режим работы ...................................... импульсный
Частота следования модулированных пакетов, Гц .............. 2
Потребляемый ток, мА ..................................... 100
Габаритные размеры, мм............................... 140x37x95
В схеме на элементах DD1.1 и DD1.2 собран генератор прямоугольных импульсов с частотой следования 2Гц. На элементах DD5.3 и DD1.4 собран управляемый генератор импульсов с частотой следования 10 кГц, который начинает вырабатывать колебания только при подаче положительного сигнала на вывод 8 элемента DD1.3. Сигнал с вывода 11 генератора поступает на усилитель тока на транзисторах VT2 и VT6, в коллекторную цепь которых включен инфракрасный светодиод VD3 типа АЛ156. Таким образом, инфракрасный снетодиод работает в импульсном режиме (излучает пачки импульсов частотой 10 кГц с периодом повторения 2 Гц). Импульсный режим работы выбран с целью экономии энергии аккумуляторной батареи.
Фотоприемник собран на микросхеме DD2, Прием инфракрасных колебаний осуществляется фотодиодом VD2 типа ФД320. Для питания микросхемы DD2 напряжением +5В на элементах VD1 и R2 собран параметрический стабилизатор напряжения. На элементах R1 и С1 собран фильтр, который исключает прохождение помех по цепям питания микросхемы DD2. Конденсаторы С2, СЗ, С4 задают режим работы микросхемы DD2. Принятый сигнал с эмиттерного повторителя на транзисторе VT1 подается на компаратор, который выполнен на элементе DD3.3. При равенстве сигналов на его входах 8 и 9 по частоте и фазе на выводе 10 элемента DD3.3 формируется лог. "О", а при разности частот или фазы сигнала наблюдается хаотическое изменение уровней лог. "О" и "1". При появлении в салоне автомобиля постороннего перемещающегося объекта отраженный сигнал, принятый приемником, будет отличаться от передаваемого по частоте и (или) фазе, что и вызовет появление хаотических импульсов на выходе компаратора (фазового детектора). Интегрирующая цепь RIO, C7 служит для исключения ложных срабатываний, что повышает помехоустойчивость охранной системы в целом. Импульсы с интегратора поступают на вход С триггера DD4.1. Первый же импульс переключает триггер DD4.1 в состояние-, в котором на его выводе 1 присутствует уровень лог. "1", а на выводе 2 — лог. "О". Транзистор VT3 открывается. Нулевой уровень с коллектора транзистора VT3 поступает на вход R триггера DD4.2, тем самым разрешая его работу. Импульсы с частотой 2 Гц, поступающие на вход С триг-• гера DD4.2 делятся на 2, и с выхода триггера (вывод 13) поступают на ключ на транзисторах VT7, VT8. который включает реле звуковых сигналов автомобиля. Раздается звуковой тревожный сигнал с периодом повторения 5 с.
Одновременно с этим для исключения зацикливания системы, на время звучания тревожного сигнала через диод VD7 блокируется передатчик ИК импульсов (транзисторы VT2, VT6).
Уровень лог. "1" с прямого выхода триггера DD4.1 через резистор R13 начинает заряжать конденсатор С9. При достижении на конденсаторе С9 напряжения более половины напряжения питания триггер DD4.1 по входу R сбрасывается. Транзистор VT4 открывается и включается светодиод HL1, индицирующий переход системы в режим охраны. Транзистор VT3 при этом закрывается, единичный уровень с его коллектора разблокирует ИК передатчик и по входу R блокирует триггер DD4.2, что ведет к выключению звукового сигнала. При включении питания задержка включения режима охраны осуществляется путем подачи положительного импульса через диод VD5 на вход R триггера DD4.1. Импульс формируется при заряде конденсатора С8 через резистор R11.
Печатная плата устройства и размещение деталей на ней показаны на рис.2. Плата выполнена из двухстороннего фольгированного стеклотекстолита.
Комментарии