Особенности конструкции напольных АС класса High-End
- Подробности
- Категория: Акустические системы
- Опубликовано: 20.03.2017 10:07
- Просмотров: 3105
Юрий Куроченко, г. Киев
В этом обзоре будут рассмотрены конструктивные особенности нескольких по-настоящему качественных АС ведущих производителей высококлассной акустики.
В условиях острой конкуренции на рынке высококачественных АС, производители АС тратят достаточно большие средства на рекламу своей продукции. Это вынуждает многих из них урезать бюджет производства. При этом зачастую в предлагаемых по очень высокой цене АС применяются компромиссные решения, устанавливаются более дешевые комплектующие. В итоге оказывается, что львиную долю продажной цены дорогих АС потребитель платит не за их качество, а за навязчивую рекламу.
В то же время известно, что хорошая и недорогая продукция в рекламе не нуждается. Выход здесь прост: никогда не покупайте то, что усиленно рекламируют, особенно по телевидению.
К счастью, не все относительно недорогие АС класса High-End произведены по приведенному выше принципу. Некоторые из них, предлагаемые по разумной цене, без рекламных переплат, и содержащие ряд высокотехнологичных решений, рассмотрены в этой статье.
НЕСО The Statement
Конструкция. Это трехполосная АС в напольном исполнении. В АС используется массивный корпус с непараллельными боковыми стенками. Это сделано для препятствования возникновение в АС стоячих волн.
Передняя панель АС дополнительно заужена (рис.1), что способствует заметному уменьшению отражения звуковых волн от передней панели. Благодаря этому значительно снижается интерференционное взаимодействие акустических волн, которое приводит к неравномерности АЧХ АС на СЧ и особенно на ВЧ.
АС имеет внушительные размеры и вес: 1,23 м в высоту и 43 кг. В АС используются 2 низкочастотных и по одному высокочастотному и средне-частотному динамику. Все они размещены на передней панели АС. На задней панели АС имеются три порта фазоинвертора - довольно неожиданное решение для АС класса High-End, в котором, как правило, используют акустическое оформление «закрытый ящик». Внутри корпус АС снабжен большим количеством распорок для увеличения его жесткости и устранения возможных резонансов. С этой же целью используется и многослойное лаковое покрытие. Для напольной
установки АС комплектуется массивными подпятниками и конусами (рис.1). Для подключения к УМЗЧ или AV-peсиверу, на задней стенке АС расположены 8 позолоченных клемм. Таким образом, каждый динамик АС можно подключить к собственному УМЗЧ, т.е. предусматривается подключение АС по системе tri-wiring / tri-ampling. Для наилучшего использования потенциала АС, для работы с ней можно использовать 3 УМЗЧ, каждый из которых будет работать в своей полосе частот. Подключение к дополнительным клеммам позволяет уменьшить отдачу АС на 2 дб на СЧ или увеличивать на 2 дБ отдачу АС на ВЧ
(рис.2). Это очень полезная функция, позволяющая лучше адаптировать АС к условиям ее рабочего помещения.
Низкочастотный тракт. В АС используются 2 НЧ динамика с диффузором диаметром 200 мм (рис.3).
В этих динамиках используются звуковые катушки с диаметром 32 мм и улучшенным тепло-отводом. НЧ динамики имеют массивные литые корзины и кольцевой подвес диффузора, выдерживающий сигналы большой амплитуды. НЧ тракт нагружен на три порта фазоинвертора, расположенных на задней стенке АС. Это обеспечивает нижнюю рабочую частоту 18 Гц, а также позволяет устранить призвуки, которые возникают при движении воздуха в одиночном порту фазоинвертора. Для уменьшения сопротивления движению воздуха в портах фазоинвертора используются литые алюминиевые раструбы.
СЧ тракт. В АС применен фирменный СЧ динамик (рис.4),
имеющий диффузор диаметром 170 мм, который изготовлен из целлюлозы с добавлением шерсти. Диффузор оснащен тканевым пылезащитным колпачком. В качестве подвеса диффузора используется пропитанная гофрированная ткань. В магнитной системе использован «аудиофильский» сплав алюминий / никель / кобальт. При этом использовано открытое акустическое оформление СЧ динамика. Задняя часть его камеры представляет собой панель акустического сопротивления - она задемпфирована ячеистым синтепоном и поролоном.
ВЧ тракт. ВЧ динамик (твитер) имеет мягкий куполообразный диффузор (рис.5).
Для того чтобы воспрепятствовать возникновению ВЧ резонансов, диффузор покрыт специальными наночастицами. Для расширения диаграммы направленности, уменьшения неравномерности АЧХ и повышения чувствительности динамика его массивный литой фланец имеет форму короткого рупора.
Звучание. АС одинаково хорошо воспроизводит как рок, так и классическую и инструментальную музыку. АС немного снижет уровень шумов и призвуков, возникающих в зале, где звучит оркестр. Обеспечивается очень хорошая передача тембров различных музыкальных инструментов, особенно вокала. АС очень приятно звучит даже при длительном прослушивании рок музыки с присущими ей акустическими атаками. При этом длительное прослушивание музыки не вызывает утомления. АС очень хорошо звучит на большой и средней громкости. В то же время на малой громкости появляются заметные сложности с передачей динамики звучания, как оркестровых пьес, так и вокальных арий.
Особенности. Неубедительная работа на малой громкости. Большие габариты затрудняют гармоничное «включение» АС в интерьер помещения прослушивания.
Paradigm Reference Studio 100 v.5
Конструкция. АС представляет собой трехполосную акустику напольного исполнения. «Ящик» АС имеет довольно большую высоту - 1,12 м (рис.6).
Разработчики АС приложили немало усилий для придания ей привлекательного внешнего вида: тут и сочетание позолоты с деревянным шпоном, и обилие закрученных линий, изогнутые боковые и скругленные передняя и верхние панели, и т.д. АС имеет три типа внешней отделки: деревянный шпон, шпон под красное дерево и серебристо-стальное двухцветное оформление. В любом случае производитель стремится гармонизировать сочетание дерева и металла. Динамики каждого канала (НЧ, СЧ и ВЧ) расположены в собственном коробе. При этом корпус АС и короба изготовлены из древесины, а передняя панель - из МДФ. Для устранения внутренних резонансов в АС широко используются демпфирующие материалы в сочетании с перегородками и ребрами жесткости. АС имеет встроенный разделительный фильтр третьего порядка с частотами раздела 300 и 4000 Гц.
Низкочастотный тракт. В АС используется 3 НЧ динамика, установленные над портом фазоинвертора на передней панели АС. Они все имеют массивную литую алюминиевую корзину и 178 мм диффузоры, выполненные из полипропилена с минеральным наполнителем.
СЧ тракт. СЧ динамик имеет диффузор диаметром 178 мм и звуковую катушку диаметром 38 мм (рис.7 внизу).
Подвес динамика выполнен из сантопрена, что позволяет снизить искажения и улучшить неравномерность АЧХ АС. Диффузор СЧ динамика композитный, выполненный по технологии S-PSL, т.е. используется сочетание сантопренового подвеса с анодированным алюминием.
ВЧ тракт. Использован ВЧ динамик с выпуклой алюминиевой мембраной (рис.7 вверху). Это сделано для уменьшения массы диффузора и расширения вверх полосы воспроизводимых динамиком частот. Для улучшения внешнего вида излучающая мембрана головки позолочена, а для уменьшения нагрева при работе на большой громкости звуковая катушка ВЧ динамика помещена в магнитную жидкость. Подвес ВЧ динамика также выполнен из сантопрена.
Звучание. Высокого качества с приятным глубоким басом и теплым, естественным вокалом. АС одинаково хорошо воспроизводит музыку различных жанров. Ее можно также с успехом использовать в качестве фронтальных АС систем домашнего кинотеатра: «киношные» спецэффекты она воспроизводит очень реалистично.
Особенности. Для раскрытия всего потенциала АС требует довольно длительного (не менее 10 мин.) «прогрева». Поскольку АС обладает высокой чувствительностью, с ней может работать даже относительно маломощный УМЗЧ.
НЕСО Aleva 500
Конструкция. В этой напольной АС используется 3-полосное построение. Корпус АС представляет собой высокий прямоугольный «ящик» без каких-либо округлений его граней (рис.8).
Корпус АС имеет три типа цветового исполнения: черный, серебристый и под красное дерево. В АС используется акустическое оформление типа «закрытый ящик». В АС используется 3 динамика, каждый из которых имеет свою корзину из литого алюминия. Громкость звучания АС на ВЧ можно увеличить на 2 дБ, для чего используется переключатель на задней панели (рис.9).
Предусмотрена также работа АС по системе bi-wiring / bi-ampling с двумя УМЗЧ: один - для СЧ и НЧ каналов, другой - для ВЧ канала.
Низкочастотный тракт. В АС установлен один НЧ динамик с диффузором 133 мм. Для улучшения воспроизведения низких частот, в НЧ динамике используется диффузор из крафт-бумаги 500. Эта бумага содержит 5% шерсти и 90...95% хвойной целлюлозы. Волокна этих материалов, при изготовлении бумаги, переплетаются между собой так, что создают густую сетку. На задней панели АС
имеется два порта фазоинвертора.
СЧ тракт. Оснащен динамиком с диаметром диффузора 133 мм, который установлен в самом верху АС. Диффузор СЧ динамика также изготовлен из крафт-бумаги 500, однако пылезащитный колпачок у него меньшего диаметра, чем у НЧ динамика, так как диаметр звуковой катушки у СЧ динамика меньше.
ВЧ тракт. Используется ВЧ динамик с куполом диаметром 25 мм. ВЧ динамик помещен в рупор из литого алюминия. Это позволило увеличить чувствительность ВЧ тракта, оптимизировать диаграмму направленности и расширить диапазон воспроизводимых частот до 42 кГц.
Звучание. Хорошего качества. АС демонстрирует четкий, хорошо структурированный бас. В то же время бас не довлеет над СЧ и ВЧ. Хорошо звучат и вокальные арии, и инструментальные пьесы. При работе в режиме стерео (2.0) АС уверенно создают звуковую сцену с отчетливым выделением каждого инструмента. Однако при увеличении угла прослушивания качество звука заметно ухудшается из-за увеличения неравномерности АЧХ в области СЧ и ВЧ в этом случае. Ухудшается звучание АС также и на малой громкости. АС хорошо воспроизводят звуковые эффекты при просмотре кинофильмов в режиме работы 5.1 при использовании их в качестве фронтальных АС. Особенности. Из-за невысокой чувствительности АС нельзя использовать с маломощными УМЗЧ. АС имеют довольно узкую диаграмму направленности. Поэтому их лучше разворачивать в сторону слушателя.
JBLTL260
Конструкция. Эта 5-полосная АС содержит довольно сложный разделительный фильтр, позволяющий каждому динамику работать в своей полосе частот. АС имеет корпус необычной формы с наклоненной передней и боковой стенками. Корпус сужается к верху АС в соответствие с уменьшением диаметра диффузора установленных один над другим динамиков (рис.10).
Поскольку корпус получился несимметричным, различают правую и левую АС. Недостатком АС является их плохая устойчивость из-за того, что ножки-шипы сдвинуты к центру днища АС. Корпус выполнен из толстых деревянных панелей и содержит множество внутренних переборок, улучшающих его жесткость. Все динамики АС имеют магнитные экраны. Для подключения к усилителю АС имеет две позолоченные клеммы.
Низкочастотный тракт. Для воспроизведения НЧ используются два нижних динамика АС. Нижний басовый динамик имеет диффузор диаметром 300 мм и работает в области нижнего баса. Второй динамик с диффузором диаметром 150 мм воспроизводит верхний бас. Оба динамика имеют литую алюминиевую корзину и магнитную систему типа HeatScape. В них используется специальная конструкция звуковой катушки, обеспечивающая ее эффективное охлаждение при работе на большой мощности.
Басовый динамик диаметром 300 мм производится по специальной SFG (Symmetrical Field Geometry) технологии и имеет высокотемпературную увеличенную каптоновую (Kapton) звуковую катушку и магнитное коротко замыкающее кольцо.
В обоих динамиках применен гофрированный диффузор из фирменного материала Polyplas. Для подвеса диффузора снаружи используется мягкий резиновый подвес.
СЧ тракт. В АС используется СЧ динамик с диффузором диаметром 100 мм. Его диффузор также выполнен из фирменного материала Polyplas, однако, в отличие от НЧ динамиков, диффузор СЧ динамика не гофрированный. Динамик имеет литую алюминиевую корзину и магнитную систему типа HeatScape. Наружный подвес СЧ динамика выполнен из мягкой резины.
ВЧ тракт. В АС для воспроизведения ВЧ применены два динамика: обычный ВЧ (твитер) (рис. 11) и верхний ВЧ (супертвитер) (рис.12).
Это позволяет АС уверенно работать на частотах до 40 кГц. При этом твитер с диффузором диаметром 25 мм, как это видно на рис. 10 и рис. 11, установлен в небольшом круглом рупоре. В нем использован титановый сферический диффузор в волноводе EOS.
Супертвитер со сферическим диффузором типа Mylar диаметром 19 мм также установлен в прямоугольном рупоре, расположенном в самом верху АС, однако этот рупор несимметричный, для того чтобы расширить диаграмму направленности супертвитера по вертикали и сузить ее по горизонтали. Из-за этого АС хуже звучит при больших углах прослушивания.
Звучание. Хорошего качества. АС очень хорошо воспроизводят самые низкие частоты в басовом регистре. Звучание АС можно охарактеризовать как объемное и в то же время легкое и воздушное. АС хорошо звучит как на малой, так и на большой громкости. При этом она обладает очень широким динамическим диапазоном, тщательно прорисовывая музыкальную сцену и сохраняя даже мелкие звуковые детали. Хорошо звучит как современная, так и инструментальная музыка и вокал. Однако при воспроизведении верхнего баса (например, нижние октавы рояля) АС вносит посторонние призвуки.
Особенности. Плохая устойчивость АС. Искажение звучания верхнего баса.
Основные характеристики рассмотренных АС приведены в таблице.
Заключение
Для рассмотрения особенностей АС класса High End были выбраны 4 относительно недорогие АС этого класса. Все они имеют напольное исполнение и характеризуются своеобразным соотношением габаритов «ящика» АС. Все эти АС высокие, причем передняя панель у них заужена так, что по ширине позволяет разместить на ней только сами динамики. При этом глубина АС больше, чем ширина ее передней панели. Наиболее радикально к этому подошли конструкторы JBL TL260, выполнив переднюю панель АС сужающейся к верху. Делается все это для того, чтобы минимизировать отражение звуковых волн от передней панели АС, приводящее к их интерференции и искажению звучания АС. Именно необходимость получить большой объем при узкой передней панели приводит к «росту» АС в высоту.
Рассмотренные АС опровергают распространенную точку зрения, что высококачественные АС могут иметь только исполнение «закрытый ящик». Оказывается, чтобы обеспечить хорошее звучания НЧ секции, для которой в каждой из рассмотренных АС выделен свой отсек, фазоинвертор очень даже нужен.
Заметна также следующая тенденция в конструировании АС: для улучшения звучания на НЧ вместо одного динамика с большим диаметром диффузора используют несколько с диффузорами меньшего диаметра. Это также позволяет уменьшить ширину передней панели АС.
Большинство рассмотренных АС имеют классическое 3-полосное построение, однако разработчики JBLTL260 пошли еще дальше, снабдив АС 5-полосным фильтром.
Интересно также, что если фирма НЕСО оснащает свои АС дополнительными выводами для того, чтобы они могли работать в режиме bi (tri)-wiring, другие фирмы зачастую этого не делают.
Еще одна особенность рассмотренных АС -расширенный диапазон воспроизведения высоких частот. Т.е. фирмы-производители акустики High End уже не довольствуются верхней рабочей частотой 20 кГц, а стремятся к тому, чтобы их продукция воспроизводила и 40, и 50 кГц. И это при том, что стандартный CD-диск, записанный с частотой дискретизации 44,1 или 48 кГц, такие частоты содержать не может. Очевидно, фирмы-производители ориентируют эти АС на работу с источником сигнала в виде дисков DVD-audio, записанными с частотой дискретизации 96 кГц.
Рассмотренные АС довольно значительно отличаются по цене и имеют каждая свое оригинальное, но при этом высококачественное звучание, весь потенциал которого раскрывается только при работе АС совместно с хорошим аудиофильским усилителем. Из-за этого однозначно сказать, какая из этих АС лучше, а какая хуже, нельзя. Поскольку все они, по сравнению с полочной акустикой класса Hi-Fi, звучат очень хорошо, то выбор той или иной из них -это дело вашего личного вкуса и предпочтений.
Радиоаматор №1, 2011г.