Как подготовить рингтон для мобильного телефона

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Д. ПАНКРАТЬЕВ, г. Ташкент, Узбекистан
Сейчас большим спросом в качестве звонков мобильных телефонов пользуются фрагменты мелодий в формате mрЗ — так называемые рингтоны, Широкое распространение получили v mрЗ-плейеры, как автономные, так v входящие в состав различных мобильных устройств, в том числе тех же телефонов. Но как показывает практика, изготовители копий саундтреков не утруждают себя правильной подготовкой записей, ограничиваясь простым нарезанием фрагментов и их прямым копированием без учета особенностей мобильных устройств.

Следствие этого в лучшем случае — крайне нерациональное использование памяти телефона, а в худшем — повышенный уровень искажений и помех при воспроизведении.
Каких же правил следует придерживаться при подготовке записи для мобильного устройства? Новое — это хорошо забытое старое, и правила эти существуют еще со времен портативных и миниатюрных радиоприемников. Прежде всего, качество передачи музыкального сигнала, даже наиболее "жесткого" в спектральном отношении, в мобильных устройствах, в том числе при использовании головных телефонов, практически не страдает при ограничении полосы воспроизводимых частот верхним значением 10... 12 кГц. Вспомните требования, предъявляемые в недавнем прошлом к высококачественным ЧМ радиоприемникам.
Частота дискретизации аудиоинформации практически без заметного на слух ущерба качеству воспроизведения может быть понижена с 44,1 кГц до следующего стандартного значения 22,05 кГц. Это соответствует максимальной частоте спектра обрабатываемого сигнала около 11 кГц. А если мелодия готовится исключительно как вызывной сигнал (рингтон), ей совершенно не обязательно звучать в стереофоническом варианте. Это очевидно, но почему-то редко применяется на практике.
Рассмотрим практический способ реализации описанных мер при обработке файлов с помощью распространенной программы Sound Forge — одной из фактически стандартных в мире электронной музыки. Исходным материалом служат высококачественные файлы форматов mрЗ или wma с частотой дискретизации 44,1 кГц и любой скоростью потока воспроизведения (64, 96, 128, 192 или 256 Кбит/с). Файл открывают в Sound Forge и копируют нужный фрагмент в новый файл с теми же параметрами (подразумевается, что пользователь обладает начальными навыками работы с этой программой, а если нет, этому нетрудно научиться).
Прежде всего, формируют нарастание и затухание громкости звукового фрагмента, выделяя участки в начале и конце нового файла и пользуясь соответственно пунктами меню Process->Fade-ln
и Process->Fade-Out. Длительность нарастания звука обычно выбирают равной 0,1...0,5 с. Продолжительность звучания и затухания определяется характером музыкального фрагмента и личными предпочтениями пользователя. Этими операциями не следует пренебрегать, они — признак грамотности и хорошего вкуса изготовителя рингтона.
Затем следует преобразовать стереосигнал в монофонический. Для этого используют пункт меню Process-> Channel Converter, в окне настроек выбирают из выпадающего списка Preset пункт Stereo to Mono-Use both channels (100%).
Установку необходимых параметров конечного файла выполняют с помощью пункта Process->Resample. Здесь выбирают Sample Rate — 22050 Гц, Interpolation Accuracy (точность интерполяции) — 2, заданную по умолчанию, и устанавливают флаг Apply anti-alias filter (применить фильтр, предотвращающий наложение спектра).
Для кодирования аудиоинформации в формат трЗ и сохранения ее в файл на диске используют пункт File->Save As... Здесь выбирают тип файла — трЗ, шаблон (Template) - - пользовательский (Custom), в окне параметров шаблона устанавливают скорость потока данных (Bit rate) — 56 kbps, частоту — 22050 Hz, качество преобразования (Quality) — высокое (high). Качество звучания записи с такими параметрами на мобильном устройстве очень хорошее. При той же частоте дискретизации можно понизить скорость потока данных до 48, 32 или 24 Кбит/с. Некоторое ухудшение качества звучания становится заметным на слух только при 32 Кбит/с, но даже при 24 Кбит/с оно остается приемлемым.
Если есть необходимость оставить сигнал стереофоническим, этап его преобразования в монофонический следует пропустить, выполнив остальные описанные выше процедуры. При одинаковой скорости потока данных объем "стереофонического" файла получится таким же, как и "монофонического", но за счет незначительного ухудшения качества звучания. В этом случае не рекомендуется задавать скорость потока менее 56 Кбит/с.
Конкретные результаты, достигнутые при обработке исходного файла объемом 8 Мбайт программой Sound Forge версии 7.0, таковы: 2,3 Мбайт -при 56 Кбит/с; 1,96Мбайт — при 48 Кбит/с; 1,2 Мбайт — при 32 Кбит/с; 0,98 Мбайт — при 24 Кбит/с. Таким образом, вполне реально достижение четырехкратного, а с некоторым ухудшением качества звучания даже восьмикратного выигрыша по объему.
Описанные операции можно выполнить и с помощью ранних (например, 4.4) версий программы Sound Forge или других распространенных звуковых редакторов — WaveLab, CoolEdit.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи