Автосторож на К561ЛЕ5
- Подробности
- Категория: охрана авто
- Опубликовано: 20.03.2017 18:08
- Просмотров: 2931
Автосторож выполнен на одной микросхеме К561ЛЕ5, содержащей четыре логических элемента "2ИЛИ-НЕ". Работает сторож с двумя группами контактных датчиков, -общая группа, в которую входят датчики, установленные на три пассажирские двери, багажник и капот, и группу из одного датчика, установленного на дверь водителя. Разница нужна для того, чтобы при открывании водительской двери сигнализация включалась с задержкой в 5-7 секунд, а при открывании других дверей (или багажника, капота) сигнализация включалась без задержки.
Для управления нет никаких пультов или брелоков. Включают и выключают автосторож выключателем, расположенным внутри салона автомобиля.
После включения следует выдержка в 7-10 секунд, которая дана на выход из салона и закрывание всех дверей, багажника, капота. После её завершения загорается мигающий светодиод HL1, показывающий что система в режиме охраны.
Обычно, аналогичные схемы делают на триггерах, которые реагируют на состояние датчика. В данной схеме роль триггеров и одновременно одновибраторов выполняют конденсаторы С1 и С2. При замыкании датчиков они просто заряжаются через диоды VD1, VD2 и контакты датчиков. В заряженном состоянии напряжения на отрицательных обкладках этих конденсаторов соответствуют уровням логического нуля. После того как контакты датчиков разомкнутся соответствующий конденсатор начинает
медленно разряжаться через резистор R2 или R3. На эту разрядку уходит примерно 30 секунд. Это значит, что если сигнализация включится, то она будет звучать как минимум это время.
Для того чтобы схема не реагировала на датчики в течении выдержки после включения питания служит схема на транзисторе VT1. В то время, когда конденсатор С4 еще не зарядился до логического уровня на входах элементов D1.1, D1.2 и D1.3 есть логические единицы. Это значит, что на выходе D1.1 есть ноль и транзистор закрыт, а раз так, то нет напряжения, которым могу быть заряжены конденсаторы С1 и С2. В это же время элементы D1.2 и D1.3 заблокированы зарядным током С4. Продолжительность задержки выхода на режим охраны после включения питания зависит от параметров цепи C4-R6.
При замыкании любого из датчиков К1-К5 (датчики на дверях пассажиров, капоте и багажнике) на выходе элемента D1.2 возникает логическая единица, а на выходе D1.4 - ноль, что приводит к немедленному открыванию транзисторного ключа VT2-VT3 и включению сирены F1.
Если замыкается датчик К6 (дверь водителя), то единица с выхода D1.3 поступает на вход D1.4 с задержкой, вызванной цепью R4-C3, которая составляет, примерно, 5-7 секунд. Эта задержка нужно для того, чтобы водитель мог попасть в салон и не вызывая включения сирены отключить сигнализацию тумблером S1.
Реле К1 выполняет противоугонную функцию. Его замыкающие контакты (на схеме не показаны) включены в разрыв цепи питания системы зажигания автомобиля, а его обмотка подключена к тумблеру S1. Поэтому, когда включено питание сигнализации и тумблер S1 находится в противоположном показанному на схеме положении, то обмотка реле обесточена, его контакты разомкнуты и питание на систему зажигания не поступает. Когда сигнализацию выключают тумблер S1 переводят в показанное на схеме положение и питание на реле подается, а реле подает питание на систему зажигания.
Конструктивно устройство собрано в корпусе неисправного модуля ЭПХХ, применяющегося на автомобилях "ВАЗ". Монтаж сделан частично объемным, частично печатным способом на демонтированной плате этого модуля.
Контактные датчики дверей - стандартные автомобильные дверные выключатели, установленные дополнительно штатным. В качестве датчиков на капот и багажник установлены выключатели подкапотного света автомобилей ВАЗ-2108 (у них больше ход кнопки чем у дверных). Реле - любое автомобильное, например, реле звукового сигнала или реле, используемое в сигнализациях для блокировки зажигания.
Арханов В.С.