Автомобильная сигнализация с инфракрасным брелком

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Наумов А.И.
Практически все современные и не очень современные автосигнализации, имеющиеся в продаже, управляются с помощью брелка, передающего сигнал по радиоканалу. Такой способ передачи сигнала характеризуется круговой диаграммой распространения и довольно значительной дальностью. Для «не вандального» взлома автосигнализации обычно применяют сканер, такой радиоприемник, который принимает радиосигнал от пульта владельца автомобиля, а потом может его воспроизвести. И, таким образом, дать вору доступ к автомобилю.
Получается, что радиоканал дает вору лазейку для обезвреживания охраной системы. Но если вместо радиоканала будет другой канал передачи, например, инфракрасный, - это сделает обезвреживание системы с помощью радиосканера
практически невозможным. К тому же, сама специфика распространения света от ИК-светодиода характеризуется более строгой направленностью, и значительно меньшей дальностью приема. Даже если будет какой-то «ИК-сканер», поймать сигнал у вас из-за спины уже не получится. Нужно быть близко и прямо перед брелком - передатчиком.


В качестве примера эксперимента с ИК-каналом для управления автомобильной сигнализацией приведу схему, показанную на рисунках 1 и 2.
Сигнализация очень простая, и реагирует только на штатные контактные датчики в дверях автомобиля, предназначенные для включения света в салоне при открывании дверей. На охрану она ставится с помощью скрыто расположенного в салоне автомобиля выключателя. После включения питания дается пауза около одной минуты на то, чтобы можно было выйти из машины и закрыть все двери. Это состояние индицируется свечением зеленого светодиода. Затем, система переходит в режим охраны, что индицируется свечением красного светодиода.
Если теперь открыть дверь, -включится сигнализация, в которой в качестве звукового устройства работает собственный клаксон автомобиля. Он издает прерывистые звуки. В отличие от стандартной сирены, -это и громче, и узнаваемее.
Для отключения нужно направить пульт-брелок на известное место остекления и нажать его кнопку. Команда только одна. При этом загорается зеленый светодиод, но сигнализация полностью не выключается, а переходит в такой же режим как после включения питания. То есть, дает одну минуту чтобы попасть внутрь машины и отключить сигнализацию
секретным выключателем.
На рисунке 1 показана схема пульта - брелка для управления сигнализацией. Схема состоит из генератора импульсов 3Ч на микросхеме А1 типа LM567. Данная микросхема применяется для декодирования при частотном радиоуправлении. Здесь, на рис. 1, она работает как кодер, то есть, генератор, вырабатывающий импульсы определенной частоты. Частота этих импульсов зависит от RC-цепи R1-C4. Импульсы с вывода 5 А1 поступают на транзисторный ключ на VT1 и VT2, на выходе которого имеется ИК-светодиод HL1, такой как в пультах дистанционного управления для теле-видеотехники. Органом управления служит кнопка S1, которая подает питание на схему. При её нажатии HL1 излучает ИК-свет, модулированный частотой генератора на А1.
Схема основного блока сигнализации показана на рисунке 2.

Она состоит из собственно сигнализации и из декодера управления.
Схема собственно сигнализации выполнена на микросхеме К561ТЛ1, в которой четыре элемента «2И-НЕ» с эффектом триггера Шмитта.
Питание включается выключателем S1. Стабилизатор на микросхеме А2 понижает питающее напряжение до 5V (номинальное напряжение питания микросхемы А1 LM567 равно 5V).
В момент включения питания конденсатор С6 разряжен, и начинает медленно заряжаться через резистор R4. Пока С6 не заряжен, напряжение на выводе 1 D1.1 соответствует логическому нулю. RS-триггер на элементах D1.1 и D1.2 находится в состоянии логической единицы на выходе D1.1. На выходе D1.3 - ноль. Ключ на транзисторах VT1 и VT2 закрыт и на штатное реле звукового сигнала автомобиля ток не поступает. В таком состоянии, даже если дверь машины открыть (при этом катод VD3 замыкается через дверной выключатель на общий минус), RS-триггер D1.1-D1.2 состояния не изменит, так как у него есть приоритет по входу на выводе 1 D1.1.
Пока на С6 напряжение в зоне логического нуля, на выходе D1.4 - единица. Это значит, что горит светодиод HL3 зеленого цвета и не горит HL2 красного цвета.
В этом состоянии схема не реагирует на датчик (на контакты дверного выключателя автомобиля).
После того как С6 зарядится до напряжения логической единицы, он перестанет блокировать RS-триггер D1.1-D1.2. При этом, на выходе D1.4 устанавливается логический ноль, - зеленый светодиод HL3 гаснет, и зажигается красный HL2. Если теперь сработает датчик (замкнутся контакты дверного выключателя автомобиля) триггер D1.1-D1.2 сменит свое состояние и на выходе D1.1 будет ноль. На выходе D1.3 - единица. С выхода D1.3 через мигающий светодиод HL1 будут поступать импульсы тока на базу VT1. Ключ на VT1- VT2 будет периодически открываться, так же, периодически, подавая ток на обмотку реле звукового сигнала автомобиля.
Для того чтобы отключить сигнализацию (как в то время, когда она уже сигналит, так и до срабатывания), нужно навести светодиод пульта (рис.1) на фототранзистор FT1 (рис.2) и нажать кнопку S1 пульта. На фототранзистор FT1 поступит сигнал, и на его эмиттере, на резисторе R1 будет переменное напряжение такой частоты, как частота модуляции ИК-сигнала. Это напряжение через СЗ поступит на вход частотного декодера на А1 (рис.2). Если частота входного сигнала равна или почти рана частоте собственного генератора микросхемы А1, то на её выводе 8 открывается транзисторный ключ, который через диод VD2 и резистор R3 разряжает конденсатор С6. И таким образом переводит схему сигнализации в состояния задержки в одну минуту, которое возникает после включения её питания.
Для того чтобы пульт и декодер были согласованы нужно, чтобы параметры цепей R1-C4 (рис.1) и R2-C4 (рис.2) были одинаковыми.
Фототранзистор FT1 - фотодатчик от старой «шариковой» компьютерной мыши. Его можно заменить любым фототранзистором ИК-диапазона. К R1 подключается эмиттер, а к С5 - коллектор.
ИК-светодиод SFH41 можно заменить любым ИК-светодиодом для систем дистанционного управления на ИК-лучах.
Мигающий светодиод HL1 - любой индикаторный, красный, одноцветный. Его задача не столько индикация, сколько прерывание тока базы VT1.
Светодиоды HL2 и HL3 - любые индикаторные, соответственно, красного и зеленого цвета.
В пульте для питания использованы три элемента «ААА», поэтому пульт получился крупный, но можно сделать и более компактный источник питания, например, на дисковых элементах или аккумуляторах большой емкости.
РК 02-2017

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи