Режим "Auto Fire" в компьютерной мыши

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

А. БУТОВ, с. Курба Ярославской обл.
В некоторых компьютерных играх (обычно казуальных аркадного жанра), где требуется непрерывная стрельба по "врагам", для выполнения каждого выстрела необходимо нажимать на левую клавишу мыши. Эти монотонные действия быстро утомляют, отвлекают от сюжета, и в итоге игру нередко "забрасывают", какой бы интересной она ни была. Сделать такие игры более комфортными можно, оснастив компьютерную мышь функцией "автоматической стрельбы" (Auto Fire).


Чтобы ваш космический корабль, десантник, танк, оружие или другой компьютерный объект, которым вы управляете, вёл непрерывную стрельбу по "врагам", и при этом не приходилось бы многократно нажимать на левую кнопку мыши, в неё следует встроить несложный электронный узел, который будет делать это за вас автоматически. Схема возможного варианта такого узла представлена на рис. 1.
 
 Собран он на интегральной КМОП-микросхеме К561ЛА7, представляющей собой четыре логических элемента 2И-НЕ. Три из них (DD1.1 — DD1.3) использованы в RC-генераторе импульсов, четвёртый выполняет функцию инвертора.
В исходном (разомкнутом) состоянии контактов кнопки SB1 на входе (вывод 13) элемента DD1.2 — лог. О (через резистор R1 этот вывод соединён с общим проводом), поэтому на его выходе (вывод 11) — лог. 1, на выходе (вывод 4) DD1.3 — лог. О, RC-генератор не работает и на выходе (вывод 10) инвертора DD1.4 — лог. 1. Такой же логический уровень присутствует и на правом (по схеме) контакте левой кнопки M-SB1 мыши, поэтому диод VD1 закрыт. Иными словами, при не нажатой кнопке SB1 никакого влияния на работу компьютерной мыши узел не оказывает.
Если же на эту кнопку нажать, то через её замкнутые контакты на вывод 13 элемента DD1.2 поступит лог. 1 и генератор начнёт формировать импульсы, следующие с частотой около 1,2...1,4 Гц (зависит от сопротивления резисторов R2, R3 и ёмкости конденсатора С2) При лог. 1 на выходе (вывод 4) элемента DD1.3 на выходе (вывод 10) DD1.4 будет уровень лог. О, диод VD1 откроется и лог. 1 на правом (по схеме) контакте левой кнопки мыши M-SB1 сменится лог. О, что равнозначно нажатию на эту кнопку. Имитация её нажатия и отпускания будет продолжаться до тех пор, пока замкнуты контакты кнопки SB1.
Устройство питается через фильтр L1C1, устраняющий возможное негативное влияние генератора на работу компьютерной мыши. Кроме того, миниатюрный дроссель L1 выполняет функцию предохранителя.
В авторском варианте дополнительный узел встроен в трёхкнопочную оптическую проводную USB компьютерную мышь Genius NetScroll 11 OX. Резисторы — любые малогабаритные, конденсатор С1 — К53-19, К53-30 или аналогичный импортный (возможно применение многослойного керамического), С2 — любой малогабаритный керамический или плёночный. Дроссель L1 — любой малогабаритный с индуктивностью 47... 1000 мкГн, например, КИГ 01-150 мкГн, ЕС24-151К (150 мкГн), RLB0712-471KL (470 мкГн) и т. п.
 
Микросхема DD1 установлена выводами вверх (рис. 2) и приклеена к основанию корпуса клеем "Квинтол". Часть деталей закреплена пайкой к её выводам, остальные, в том числе и кнопка SB1, приклеены к корпусу этим же клеем и подсоединены короткими отрезками тонкого монтажного провода. Крепление кнопки SB1 (с тыльной стороны) усилено жёстким (матовым) термоклеем. Для повышения жёсткости и предотвращения случайных замыканий. Монтаж по окончании сборки и налаживания покрыт цапонлаком.
Микросхему К561ЛА7 можно заменить её аналогами КР1561ЛА7, 564ЛА7, CD4011A, CD4011В, HEF4011В или (с учётом различий в цоколёвке) микросхемами 74НС00, 54НС00, КР1554ЛАЗ (назначение выводов трёх последних такое же, как и у К155ЛАЗ, К555ЛАЗ, КР1533ЛАЗ). Диод 1N4148 заменим импортными 1N914, 1SS176S, а также любым отечественным серий КД102, КД103, КД521, КД522. Кнопка SB1 -мембранного типа, для "правшей" её целесообразно установить на левой боковой стороне мыши — под большой палец правой руки (рис. 3).
 
 Если там уже имеются дополнительные клавиши, её можно пристроить в любом другом удобном месте. При длине хода пластмассового толкателя кнопки 1 мм последний должен выступать из корпуса примерно на 2...2,5 мм (в этом случае на кнопку удобно нажимать, и практически будут исключены ее случайные нажатия). Если на кнопке есть металлическая обойма, её следует соединить с общим (минусовым) проводом мыши, что уменьшит вероятность повреждения микросхемы DD1 статическим электричеством. При монтаже необходимо следить за тем, чтобы в отверстие микросхемы оптического датчика не попали клей или лак.
Первый выстрел происходит в момент замыкания контактов кнопки SB1. Оптимальная частота "автоматической стрельбы" для большинства игр — около 1,2 .1,5 Гц Желаемую частоту устанавливают подбором резисторов R2, R3. При отсутствии частотомера, способного измерять частоту с точностью до десятых долей герца, можно воспользоваться секундомером (отсчитывают время генерации десяти импульсов и делят его на 10). Для оперативного управления частотой "автоматической стрельбы" вместо резистора R2 можно установить миниатюрный подстроечный или переменный с номиналом 1 МОм, а резистор R3 заменить более высокоомным, например, сопротивлением 300 кОм.
Аналогичным образом можно доработать и джойстики. Узел работоспособен и в беспроводных манипуляторах с напряжением питания 3 В. При разомкнутых контактах кнопки SB1 потребляемый ток практически отсутствует. Если в компьютерной игре при нажатии клавиши стрельбы герой сам стреляет непрерывно, то при нажатии на дополнительную кнопку SB1 он будет стрелять короткими очередями, экономя "боеприпасы" и придавая игре новую динамику.
Если в манипуляторе, который вы собираетесь переделать, "сигнальные" контакты кнопок замыкаются не на "минусовый" провод питания, а на "плюсовой", то схему узла необходимо изменить: кнопку SB1 и резистор R1 подключить к выводу 1 DD1.1 (отсоединив его от вывода 2), а освободившийся вывод 13 DD1.2 соединить с выводом 12 и поменять на обратную полярность включения диода VD1.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи