220 вольт в автомобиле

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Перед очередной поездкой на отдых возникала идея поиметь 220 вольт в машине для того, чтобы посмотреть телевизор в палатке, либо для более изощренных целей, как фен, паяльник, плойка или кипятильник. Есть идея- будет и воплощение :)
Смысл сводится к покупке ИБП (источник бесперебойного питания, или UPS по- англицки) и подключении к автомобильному аккумулятору. Покупать нужно упсу с дохлыми аккумуляторами- народ их только что незадаром отдает. Я купил себе старенький раритет от бессмертной фирмы APC (american power conversion) что-то рублей за 200.


Мощность источника ограничивалась 700 ваттами... точнее- так было написано на крышке, на самом деле в хвосте было мелко написано: 220-240v, 2.3A, что давало 220*2.3=506 Ватт. То есть подключать к источнику можно было только потребители, не превышающие эту мощность. Иначе- источник зажигал лампочку overload (перегрузка) и выключался. От двухкилловаттного фена пришлось отказаться и взять дорожный фен, который в "слабом" режиме как раз и потреблял те самые 500Вт. Паяльник "кушал" всего 25 Вт, плойка 100 Вт и кипятильник 200. Телевизор решили не брать, т.к. он очень большой, да и вообще- смотреть телик на природе пижонство. Хотя телевизор кушает всего 300Вт. Маленький, наверное, еще меньше.

Проверив как все это работает от упсы- настало время доработки источника. Перво- наперво я вскрыл корпус (он оказалсмя на защелках) и вытряхнул оттуда два шестивольтовых аккумулятора. Как раз те самые, которые и сдохли. Далее- я припаял к выводам, куда подключались аккумуляторы провода длиной по полтора метра неслабой толщины (я брал медные многожильные диаметром 2.5мм в толстой изоляции). К другому концу- клемму для соединейния с автомобильным аккумулятором. Провода лучше брать разноцветные (сининй и красный), чтобы не перепутать полярность.

Ну, в принципе, и все. Подключаем упсу к аккумулятору, нажимаем кнопочку и имеем 220 вольт. Для удобства я сделал розеточку и прикрутил ее к корпусу упсы. Кстати- чтобы упса противно не визжала- источник звука можно жестко покорежить отверткой или (лучше) заклеить жвачкой (чтобы не забыть его выключить)

Но я пошел немного дальше:
Для начала я отпилил низ источника (где хранились аккумуляторы), а боковины завернул внутрь. Заднюю крышку тоже распилил пополам, отсоединив лишние выходы. Корпус стал вдвое компактнее. Можно было пойти и дальше, но тогда пришлось бы куда-то преносить лампочки и кнопку включения (а мне было лень). В провода подключения к аккумулятору вставляется мощный тумблер (я брал на 75 апер). Сам девайсик размещается в салоне под панелью или в багажнике (тогда придется удлиннять и прокладывать провода). Розетка так и осталась жить на корпусе, но зато появился дополнительный (съемный) провод для соединения упсы с розеткой. Да-да! Когда подключаешь девайс к розетке- он заряжает автомобильный аккумулятор. Правда- ток зарядки небольшой и для полного заряда нужно очень много времени (наверное- несколько суток). Сам провод можно перевозить внутри самой упсы (передняя панель там на удобных защелках, а внутри места хватает даже после укорачивания :) )

Теперь немного о свойствах сего девайса:
Раюботает он очень стабильно, не вырубается даже если запускать двигатель, но вот потребление очень неслабое (впрочем- чего мы хотим, подключая 500- ваттный потребитель, если все электрооборудование автомобиля в штатном режиме редко выходит за эту отметку). Считая КПД упсы примерно 70% получаем, что при полной мощности (500 Вт) потребляемый ток будет 500 / 0.7 / 12 = 60А. Кстати- если использовать предохранитель на этот ток- то от тумблера можно отказаться. При таком токе полностью заряженного аккумулятора хватит где-то на час (а то и меньше). Поэтому- когда включаемся на полную мощность рекомендуем заводить двигатель и выставлять средние обороты подсосом (или спичкой в тросике газа, у кого нет подсоса).
Чтобы посадить аккум паяльником- его нужно жечь 20 часов без передышки.

Вот некоторые формулы для расчетов (выводить не буду, кому надо- сам разберется). правда- сам я ими не пользовался и делал все с большим запасом :)

1. Максимальный потребляемый ток:
Imax = Pmax / 8.4
где: Pmax- максимальная мощность источника (Вт), Imax- максимальный потребляемый ток отаккумулятора (А). Если будет предохранитель или тумблер- их лучше брать с 10% запасом

2. Толщина (диаметр) медного провода для соединения с аккумулятором (из расчета максимум 17 А/мм2):
Ф = SQRT(Pmax / 448.4)
где SQRT означает квадратный корень. Результат будет в миллиметрах. Можно брать с любым запасом, или без него.

3. Время полного разряда аккумулятора (часов):
T = 8.4 * A / P
где А- емкость аккумулятора в Ампер-Часах (по англицки: "Ah"), Р- мощность подключенного потребителя (Вт). Чтобы потом на этом аккумуляторе завестись- не разряжайте его полность, только до половины. Т.е. время сократить нужно вдвое.


PS Гораздо позже я нашел еще одно "модное" применение для упсы в авто: использование ее в качестве источника питангия 220 вольт для работы ламп дневного света, установленных под автомобилем в качестве неоновой подсветки (правда- автор там использовал специальный преобразователь, работающий от прикуривателя).

(c) Иван Забурдаев, 2006г.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи