Солирующая электрогитара
- Подробности
- Категория: самодельные электрогитары
- Опубликовано: 15.09.2019 14:58
- Просмотров: 2439
Использование адаптеризированной акустической гитары в концертах вызывает некоторые трудности, особенно если она применяется как солирующая. В этом случае большое значение имеет свободный доступ руки играющего ко всему грифу. У акустической гитары доступны только 12...14 ладов, в то время как для солирующей гитары бывает недостаточно и 20 ладов. Другим недостатком электрогитары на базе акустической является то, что звукосниматель воспринимает колебания деки, как помехи. Все эти основные недостатки акустической гитары со звукоснимателем привели к необходимости создания особой по конструкции электрогитары. В такой электрогитаре у грифа делают вырезы с обеих сторон, а корпус не имеет акустического резонатора. В результате электрогитара приобретает вид, знакомый нам по эстраде (рис. 1).
Электрогитары такой конструкции лишены недостатков простейших электрогитар.
В этом случае электрогитара конструктивно состоит из таких основных частей: корпуса, в котором размещены электрические узлы самой гитары и грифа, взятого от акустической гитары или изготовленного самостоятельно. Корпус такой гитары может быть изготовлен склеиванием четырех заготовок, вырезанных из листа березовой фанеры толщиной 9 мм. Форма заготовок 1...4 корпуса гитары приведена на рис. 2.
Заготовки склеиваются казеиновым клеем и выдерживают под прессом в течении 12...15 часов. После сушки края склеенной заготовки обрабатывают напильником, а весь корпус тщательно зачищают наждачной шкуркой и шлифуют. Получившийся корпус красят анилиновым красителем и просушивают. После осматривают поверхность корпуса и если есть необходимость, то ворс древесины удаляют протиркой стружками, а затем наносят на поверхность 6...8 слоев бесцветного нитролака НЦ-228. Слои лака наносят после высыхания предыдущих слоев. Последний слой лака сушат около 20 часов, после чего поверхность корпуса полируют с помощью полировальной пасты № 290 или шлифовальной мази до появления ровного зеркального блеска. Такой же отделке подвергают и основание корпуса, деталь 5. Гриф берется готовый от обычной гитары или изготовляется из бруска бука, можно из ясеня, клена или дуба. Один из способов крепления грифа к корпусу с помощью металлической пластины показан на рис. 3.
После крепления гриф должен иметь положение, показанное на рис. 4.
Это необходимо для регулировки высоты струн при закреплении грифа. Поэтому пластину перед креплением необходимо немного изогнуть. В корпусе и грифе сверлят сквозные отверстия. Вставив в отверстия корпуса и грифа винты с потайной головкой и определенной длины, используя гайки, закрепляют соединительную планку. Более точный уровень наклона грифа подбирают, изменяя высоту распорки. Струны гитары крепят одним концом к колкам грифа, а другим — к втулке механического вибрато (рис. 5).
Натянутые струны прижимают пружину 2 к корпусу гитары. Если нажать на рукоятку 3, то втулка 1 повернется сжимая пружину. Изменение натяжения струн приводит к понижению звука на 1/2...1/4 тона. Поворот рукоятки вверх приводит к повышению звука струн. С помощью такого простого приспособления можно получить не только вибрацию звука, но и другие эффекты. Втулку 1 вытачивают на токарном станке из алюминия. Пружина 2 изготовляется из ножовочного полотна толщиной 1,5...2 мм и крепится к втулке 1 тремя винтами. Для рукоятки 3 берется пруток Ø4...6 мм, который изгибается соответствующим образом.
Расстояние места крепления устройства механического вибрато на деке от верхнего порожка грифа должно быть на 100...120 мм больше длины мензуры, то есть удвоенного расстояния от верхнего порожка до 12 лада. Распорка под струнами устанавливается точно на длину мензуры. Ее оптимальное положение определяется опытным путем. При правильной установке распорки каждая струна, прижатая на 12-м ладу, должна звучать в октаву с открытой струной. Высота распорки должна быть такой, чтобы высота струн над 12-м ладом составляла 3 мм.
Конструкция механического вибратора может быть выполнена и проще, без пружины. Такая конструкция состоит из дюралюминиевого барабана с отверстиями для крепления концов струн заклепками и червячной передачи, изготовленной на основе колка гитары (рис: 5.б). К концу червяка крепится рукоятка, сделанная из прутка нержавеющей стали. В месте крепления расклепанный конец рукоятки с отверстием в форме квадрата надет на ось червяка. Стойки крепления барабана привинчиваются к деке шурупами.
В упрощенном варианте электрогитары под струны устанавливают один звукосниматель, в случае солирующей — 2...3, которые при игре включаются поочередно с переключателем. Положение звукоснимателя на деке влияет на тембр звука гитары. Звукосниматель, расположенный под грифом, лучше передает низкие частоты, а расположенный у нижнего порожка — высокие частоты.
Между звукоснимателем и усилителем звуковой частоты, как правило, включают предварительный усилитель с регулировками тембра. Его включение позволяет хорошо согласовать низкоомный выход звукоснимателя с высокоомным входом основного УЗЧ. 'Схема простого предварительного усилителя звуковой частоты с термоблоком приведена на рис. 6.
Детали предварительного усилителя кроме переменных резисторов R7, R9 и R10 монтируют на небольшой печатной плате, которую помещают в металлический корпус. Все соединения переменных резисторов, питающих проводов и звукоснимателя с предварительным усилителем производят экранированным проводом. Все детали предварительного усилителя размещают в корпусе гитары (рис. 7).
Для питания усилителя используют три элемента типа 316, помещенные в ячейки с контактами, расположенные в корпусе. После сборки всех деталей в корпусе гитары, шурупами с потайной головкой крепится основание корпуса 5 (рис. 2). Лицевая сторона гитары закрывается декоративной панелью из цветного органического стекла толщиной 4 мм, размеры и форма которой выбираются по вкусу музыканта (рис. 8).
На панель выносятся регуляторы тембра, громкости и переключатель.
Ритм-гитару можно изготовить по такой же методике. А можно сделать и по-другому, выбрать заранее тембр звука и расположить соответствующим образом звукосниматели. В этом случае не нужен предварительный усилитель регулировки тембра.
Бас-гитара получается, если в данной конструкции гитары установить только один звукосниматель, сигнал с которого подается непосредственно на УЗЧ с соответствующими фильтрами. Для лучшего воспроизведения низших частот и подавления высших, звукосниматель устанавливают таким образом, чтобы расстояние между ним и струнами составляло около 15...20 мм.
Заметим, что форма и общий вид электрогитар зависят от моды, царящей в данный момент на эстраде. В связи с этим почти каждая электрогитара является оригинальным изделием, носящим дух времени.
Простые конструкции звукоснимателей для акустических гитар
Устройство для создания акустических эффектов на эстраде
Приставка вау-вау