Дополнительный выключатель вентилятора системы охлаждения автомобилей «нексия» и «ланос»
- Подробности
- Категория: Прочие схемы
- Опубликовано: 15.02.2018 09:53
- Просмотров: 1781
В статье «Дополнительный включатель вентилятора для «Дэу Нексия» (Л.1) приводится схема, которая позволяет с помощью переменного резистора регулировать температуру включения вентилятора обдува радиатора.
В процессе повторения этой схемы были обнаружены два недостатка:
1. Схема плохо согласуется с различными датчиками температуры, применяющимися для индикации температуры различных двигетелей автомобилей «Дэу-Нексия», «Дэу-Ланос», «Шевроле-Ланос» и других аналогов.
2. Очень широкая петля гистерезиса, что приводит к тому, что однажды включившийся вентилятор выключается уже только после выключения двигателя, либо его остывания существенно ниже рабочей температуры. Если летом такой широкий гистерезис, возможно, имеет смысл, то зимой от него только вред.
Как справедливо замечено в Л.1, схема индикатора температуры данных автомобилей выглядит так, как показано на рис.1. То есть, индикатор температуры питается от бортовой сети автомобиля через замок зажигания. К его третьему выводу подключен индикаторный датчик температуры. Именно, индикаторный, потому что там есть еще и второй датчик температуры двигателя, работающий совместно с ЭБУ автомобиля. Если между общим минусом («массой») и этим датчиком (или третьим выводом индикатора температуры) подключить вольтметр, например, мультиметр, то можно наблюдать за изменением напряжения на этой точке в процессе прогрева двигателя. С нагревом напряжение снижается.
На рисунке 2 показана доработанная схема дополнительного выключателя вентилятора. Здесь используется в основном та же элементная база, что и в статье Л.1.
Различие состоит в том, что изменена схема входного делителя напряжения, чтобы можно было действовать им в более широких пределах. И уменьшен гистерезис.
Регулятором температуры включения вентилятора служит переменный резистор R2. Резисторы R1 и R3 можно не устанавливать, но тогда регулировка получается в очень широких пределах и довольно грубая. Чтобы ограничить диапазон регулировки нужны резисторы R1 и R3, сопротивления которых подбирают в каждом конкретном случае. Но, как уже сказано, можно обойтись и без них, заменив R1 и R2 перемычками. Это особенно имеет смысл, если R2 будет многооборотным подстроечным резистором.
При налаживании схемы точное значение температуры можно узнать, как сказано в Л.1, с помощью смартфона с установленной программой «Сканмастер» или аналогичной и адаптера ELM327, включенного в диагностический разъем автомобиля. Конечно, можно использовать для этого и автомобильный компьютер или другой диагностический прибор.
Сначала включают зажигание на холодном двигателе и R2 устанавливают в верхнее по схеме положение. При этом резисторы R1 и R3 временно заменены перемычками. Заводят двигатель и по диагностическому прибору наблюдают за
температурой. Как только будет достигнута нужная температура, резистор R2 медленно поворачивают пока не включится вентилятор.
После можно изменить сопротивления R2 между движком и крайними выводами и вычислить необходимые добавочные сопротивления R1 и R3. Либо можно временно R1 и R3 заменить подстроечными резисторами на 100 кОм и ими установить необходимые пределы регулировки температуры включения вентилятора. Впрочем, это нужно только в том случае, если R1 и R3 нужны. Если предполагается работа схемы без них, то вместо них перемычки.
Литература:
1.Ливанский В. «Дополнительный выключатель вентилятора для «Дэу Нексия». ж. Радиоконструктор, 10-2016, с. 32-33.
РК 03-2017