СИГНАЛИЗАТОР ВКЛЮЧЕНИЯ ЗАДНЕГО ХОДА
- Подробности
- Категория: Прочие схемы
- Опубликовано: 03.05.2017 07:00
- Просмотров: 3832
Фетинин Л.Н.
Коробка передач переднеприводных автомобилей ВАЗ устроена так, что задний ход и первая передача включаются почти одинаковыми движениями. Первое время, с непривычки, можно стартануть с перекрестка задним ходом..., со всеми вытекающими из этого последствиями. Несложный сигнализатор, схема которого приводится здесь, позволит избежать этих неприятных последствий. В общем, это всего лишь звуковой сигнализатор, который звучит, когда включен задний ход.
В самом простом случае можно взять зуммер типа НСМ1212Х и подключить его параллельно фонарю заднего хода. Здесь даже схему рисовать не нужно. Но у такой простоты есть и недостаток, - тихое и монотонное звучание, не прекращающееся все время, пока включен задний ход. В общем, это можно терпеть, но можно сделать и получше.
На рисунке 1 показана схема сигнализатора, работающего в следующем алгоритме:
1. При включении задней передачи сигнализатор издает непродолжительный звуковой сигнал, для того чтобы предупредить водителя о включении заднего хода.
2. Если задний ход остается включенным продолжительное время сигнализатор периодически с периодом в 4-5 секунд издает непродолжительный звуковой сигнал, напоминая водителю о том, что включен задний ход. С помощью подстроечного резистора можно установить любое соотношение продолжительности паузы и звукового сигнала.
Схема построена на одной популярной микросхеме CD4001 или её отечественном аналоге К561ЛЕ5 (К176ЛЕ5). Источником звука служит капсюль-динамик от неисправного телефонного аппарата.
Устройство подключается параллельно фонарю заднего хода («К фонарю З.Х.») с соблюдением полярности. При включении заднего хода напряжение поступает на фонарь заднего хода и на устройство. Цепь C1-R1 создает импульс, который поступает на вывод 6 D1.2. В результате на выходе D1.2 на время действия импульса появляется логический ноль, что приводит к запуску мультивибратора D1.3-D1.4, генерирующего импульсы частотой около 1500 Hz. Эти импульсы через VT1 поступают на источник звука В1. Раздается тональный звук, продолжительность которого зависит от величин С1 и R1 (их подбором можно установить желаемую продолжительность).
Если задний ход остается включенным, конденсатор С1 заряжается, и на выводе 6 D1.2 устанавливается логический ноль. Начинает работать мультивибратор D1.1-D1.2, генерирующий импульсы периодом около 4-5 секунд. По спаду каждого
импульса запускается мультивибратор D1.3-D1.4 и раздается звук. Соотношение длительности паузы и звука можно установить подстроечным резистором R2, регулирующим скважность импульсов мультивибратора D1.1-D1.2.
Микросхему CD4001 можно заменить любым другим аналогом «...4001» в 14-выводном DIP корпусе, либо отечественным аналогом К561ЛЕ5 или К176ЛЕ5.
Транзистор КТ3102 - любой транзистор cтруктуры n-p-n, маломощный, общего применения.
Диоды 1N4148 можно заменить любыми кремниевыми, например, КД522, КД521.
Конденсаторы С2 и С1 обязательно неполярные и неэлектролитические.
Источник звука - капсюль-динамик от любого стационарного телефонного аппарата. Его можно заменить практически любым миниатюрным динамиком, например, от карманного приемника. Но желательно, чтобы его сопротивление было в пределах 30-200 Ом.
Монтаж выполнен на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита. На рисунке 2 приводится чертеж печатных дорожек и монтажа. Чертеж печатных дорожек показан со стороны печати.
То есть, если плату делать методом фотоэкспонирования или «лазерным утюгом», нужно будет рисунок напечатать в зеркальном изображении. Но, я думаю, такую простую плату будет легче сделать «дедовским» способом, - перечертить через копирку и нарисовать дорожки нитроэмалью или битумным лаком пользуясь заточенной спичкой как пишущим пером.
Налаживание. Тон звука можно установить подбором сопротивления резистора R4. Продолжительность первого звучания при включении заднего хода - подбором сопротивления R1. Соотношение паузы и звука - подстроечным резистором R2.
PK 04-2015