Сигнализатор фар для «дэу нексия» на микросхеме К561ЛН2
- Подробности
- Категория: Дневные ходовые огни
- Опубликовано: 20.02.2018 10:32
- Просмотров: 2434
Ливийский В.
Эксплуатируя автомобиль «Дэу Нексия», я столкнулся с одним неприятным недостатком. В машине есть звуковой сигнализатор, который предупреждает о не выключенных фарах. Но нет сигнализатора, предупреждающего о том, что фары нужно включить. Ведь согласно ПДД на территории РФ нужно ездить днем с включенными фарами.
В Л.1 была статья, с описанием такого сигнализатора, как раз применительно к автомобилю «Дэу Нексия». Но мое желание повторить эту конструкцию омрачилось отсутствием микросхемы CD4023 или К561ЛА9. Так вышло, что в моем распоряжении были только микросхемы К561ЛН2 (шесть инверторов).
Пришлось переделать схему из Л.1 под такую элементную базу. В результате получилась схема, показанная на рис.1.
Точно так же, как и в Л.1, сигнализатор подключается к проводам, идущим к цифровым часам на приборной панели автомобиля, - это, пожалуй, наиболее легкодоступное место, чтобы добраться до всех необходимых цепей автомобиля.
Схема состоит из двух мультивбраторов, звукового на D1.5-D1.6 и инфразвукового на D1.2-D1.3, таймера на элементе D1.1 и датчика габаритных огней на элементе D1.4.
При включении зажигания на схему поступает питание. И конденсатор С1 начинает заряжаться через резистор R3. Пока он не заряжен на выходе элемента D1.1 логический ноль. Диод VD2 открыт, и
блокирует звуковой мультивибратор.
Через некоторое время, около 15-20 секунд, конденсатор С1 заряжается, и на выходе элементе D1.1 устанавливается логическая единица. Диод VD2 закрывается, и больше не мешает работе мультивибратора на D1.5-D1.6. Этот мультивибратор генерирует импульсы около 2 кГц, которые прерываются мультивибратором на D1.2-D1.3. В результате BF1 звучит прерывистым звуком.
Но это только если не включены фары. Если фары включить, поступит напряжение через резистор R1 на вход элемента D1.4. На его выходе установится ноль, и откроется диод VD3, который заблокирует звуковой мультивибратор. Поэтому звучания не будет.
Таким образом, после включения зажигания дается некоторое время, чтобы водитель сам включил фары. Если водитель в течение этого времени фары не включает, - раздается предупредительный звуковой сигнал. Задержку времени можно отрегулировать подбором сопротивления резистора R3. Частоту прерывания звука - подбором сопротивления R4. Тон звука - подбором сопротивления R5.
Пьезоэлектрический звукоизлучатель типа ЗП-1 можно заменить любым пьезоэлектрическим звукоизлучателем бег встроенного генератора.
Литература:
1. Каморин Д.А. «Сигнализатор фар для «Дэу Нексия». ж.Радиоконструктор, №8, 2005г., стр. 43-44.
РК 10-2016