Автомат управления ходовыми огнями

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

О.ИЛЬИН, г.Казань.
Предлагаемое устройство предназначено для автоматического управления работой дополнительно установленных на автомобиле дневных ходовых огней (ДХО). Оно функционирует в соответствии с техническими требованиями к ДХО, предусмотренными ГОСТ Р-41.48-2004 [1], и выполняет следующие функции:


- включает ДХО при запуске и выключает их при остановке двигателя автомобиля;
- выключает ДХО при включении габаритных огней (ближнего света фар);
- обеспечивает контроль функционирования ДХО из салона автомобиля посредством светодиодного индикатора.
По сравнению с устройствами подобного назначения, выполненными на основе микроконтроллера [2, 3], в предлагаемом автомате использована более простая и доступная широкому кругу авто- и радиолюбителей элементная база. Кроме тога, в отличие от [3], им может быть оснащен практически любой автомобиль, а не только оборудованный электронным спидометром. По принципу действия предлагаемое устройство наиболее близко к автомату управления ДХО, описанному в [4], но выгодно отличается от него более широкими функциональными возможностями.
Схема автомата управления ДХО представлена на рис.1.
 
 Посредством соединителей ХР1...ХР7 его клеммы ХТ1.. .ХТ7 подключаются к следующим электрическим цепям автомобиля:
- положительному выводу аккумуляторной батареи — "+АКБ";
- выключателю бортового напряжения (+12 В) замка зажигания;
- шине питания габаритных огней (ближнего света фар) — "ГО";
- датчику давления масла — "ДДМ";
- отрицательному выводу аккумуляторной батареи ("массе" автомобиля) — "-АКБ";
- шинам питания левого и правого ДХО — "Лев. ДХО", "Прав. ДХО".
В положении "Вкл." переключателя SA1 при повороте ключа зажигания
в положение "Зажигание" на клемму ХТ2 через соединитель ХР2 "+12 В" подается напряжение бортовой сети автомобиля. При этом загорается светодиод HL1 "Вкл.". В таком положении ключа зажигания контакты датчика давления масла, установленного на двигателе, замкнуты, и напряжение на клемме ХТ4 равно нулю. Электронный ключ VT2 закрыт, вследствие чего обмотка реле К1 обесточена, контакты К1.1 этого реле разомкнуты, и напряжение на клеммах ХТ6, ХТ7 отсутствует. Ходовые огни выключены, а светодиоды HL2 и HL3 не светятся. При этом на приборном щитке автомобиля горит контрольная лампа давления масла, входящая в состав его штатного электрооборудования.
После пуска двигателя давление масла начинает расти, контакты датчика давления масла размыкаются, в результате чего на клемму ХТ4 через соединитель ХР4 "ДДМ" и погасшую контрольную лампу давления масла поступает напряжение бортовой сети. При этом транзистор VT2 открывается, а транзистор VT1 открыт током, протекающим через резистор R3. Поэтому при открытом VT2 реле К1 срабатывает, его контакты К1.1 замыкают цепь питания ДХО, и они включаются. Конденсатор С1 уменьшает влияние дребезга контактов датчика давления масла на работу электронного ключа VT2.
При включенных ДХО ток, потребляемый ими и протекающий от положительного вывода аккумуляторной батареи автомобиля к ее отрицательному выводу через соединитель ХР1 "+АКБ", клемму ХТ1, предохранитель FU1 и контакты реле К1.1, создает на диодах VD2, VD3 падение напряжения, достаточное для открывания электронных ключей VT3 и VT4. В результате, загораются светодиоды HL2 и HL3, свечение которых информирует водителя о нормальном функционировании левого и правого ДХО соответственно. При отсутствии тока в цепи питания ДХО (например, при выходе их из строя) падения напряжения на диодах VD2, VD3 не происходит, поэтому транзисторы VT3, VT4 остаются закрытыми, и светодиоды HL2, HL3 не светятся. При аварийном коротком замыкании в цепи ДХО перегорает предохранитель FU1, и оба светодиода гаснут.
При включении габаритных огней (ближнего света фар) на клемму ХТЗ через соединитель ХРЗ "ГО" поступает напряжение бортовой сети, вследствие чего электронный ключ VT1 закрывается, обмотка реле К1 обесточивается, его контакты К1.1 размыкаются, и ДХО выключаются. При выключении габаритных огней (ближнего света фар) транзисторный ключ VT1 открывается, и ДХО вновь включаются. Диод VD1 защищает транзисторы VT1, VT2 от возможного пробоя импульсами напряжения самоиндукции обмотки реле К1.
После остановки двигателя контакты датчика давления масла замыкаются, напряжение на клемме ХТ4 становится равным нулю, электронный ключ VT2 закрывается, обмотка реле К1 обесточивается, его контакты К1.1 размыкаются, и ДХО выключаются. В положении переключателя SA1 "Выкл." устройство отключается от бортовой сети автомобиля, при этом светодиод HL1 гаснет.
Большинство деталей описываемого устройства смонтировано на печатной плате из одностороннего фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Чертеж печатной платы представлен на рис.2.
 
 
 Плата помещена в корпус, образованный двумя П-образными металлическими пластинами. На передней панели корпуса установлены переключатель SA1, светодиоды HL1, HL2 и HL3. На задней панели установлены клеммы ХТ1.. .ХТ7 и держатель предохранителя FU1. Устройство размещено в салоне автомобиля вблизи переключателей управления световыми приборами.
В схеме транзисторы КТ814В и КТ972А можно заменить транзисторами этих же серий или другими с аналогичными параметрами. Транзисторы МП42Б заменимы транзисторами серий МП25, МП26. Диод КД522Б можно заменить другим, например, из серий КД102, КД521, Д220, Д223. Диоды КД213А заменимы диодами этой же серии или серии 2Д213. Светодиоды серии АЛ307 могут быть заменены другими подобными. Резисторы — С2-33, их можно заменить на С2-23, МЛТ, ОМЛТ. Автомобильное электромагнитное реле типа 98.3747-111 можно заменить другим этой же серии или подобным. Вместо переключателя ПГЗ-2П4Н можно применить ПГК-2П4Н, ПГГ-2П4Н и др.
В качестве ДХО автор использовал изделие "JH-72LED" фирмы TORINO. Ток потребления этих светодиодных ДХО от бортовой сети автомобиля не превышает 1 А. В случае, если автомобиль оснащен более мощными ДХО, например, содержащими галогенные лампы, диоды VD2, VD3 рекомендуется установить на теплоотвод, обеспечивающий необходимую мощность рассеяния. При этом предохранитель FU1 должен быть применен на соответствующий ток срабатывания.
При исправных деталях и безошибочном монтаже предлагаемый автомат управления ДХО в налаживании не нуждается.
Источники информации
1.  Требования к дневным ходовым огням.   —   http://www.dayrelay.ru/trebovania-k-dnevnym-hodovym-ognam
2.  В.Суров. Автомат управления дневными ходовыми огнями. — Радио, 2012, №1, С.45.
3.  А.Абрамович. Автомат включения автомобильных фар и габаритных огней. — Радио, 2013, №3, С.40.
4. Граф Р. Ф., Шиите В. Энциклопедия электронных схем. Т.7. 4.1. — М.: ДМК, 2000, С. 107.

РМ 12/2013

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи